Перед тем как приступить к изготовлению кабошона, нужно
определить, для чего будет предназначен обработанный камень. Будет ли он использован в ювелирном изделии, и если
да, то в каком? Или если намереваются включить в коллекцию, имеют ли значение
его форма и размер? Ответы на эти вопросы определят цель вашей работы и
приведут к более интересным результатам.
ВЫБОР ФОРМЫ КАБОШОНА Из множества возможных форм кабошонов лишь некоторые из них
являются общепринятыми. Это овал (в действительности эллипс), круг, многоугольник, сердечко, кулон (подвеска) и
крест. Сердечки и кресты привлекательны» но их трудно делать. Выбор формы
должен определять практическими соображениями. Узкий, длинный и плоский кабошон
с острыми углами выглядит загадочно, но, если он предназначен для кольца,
возникнут серьезные проблемы. Его не только трудно будет заключить в оправу,
но, если острые углы камня зацепятся за одежду, это может привести к изгибу или
даже поломке кольца. В брошах кабошоны применяются редко и только те, которые
имеют тонкое поперечное сечение, уменьшающее их массу. Если они слишком тяжелы,
брошь отвисает на одежде. Специалисты камнеобрабатывающих предприятий делают
предназначенные для этой цели камни тонкими, даже полыми с задней стороны, всегда применяя камень в виде тонких пластин. Серьги со
штырьком, укрепляемые за ухом замком с пружиной или резьбой, легко теряются, если они
слишком тяжелые. Поэтому их следует делать тонкими. Камни для браслета не
должны быть слишком большими. Если их предполагается оправить в браслет,
состоящий из нескольких звеньев, то только небольшой размер кабошонов позволит
решить эту задачу, причем браслет будет иметь подходящую кривизну и удобно охватывать
запястье руки. Иногда кабошоны
делают очень высокими, как, например, из лунного камня, камней с эффектом кошачьего глаза и звездчатых
разновидностей или камней, которые из-за повышенной хрупкости нельзя делать
тонкими. Таков амазонит - чудесный зеленый полевой шпат. Он имеет несколько
плоскостей совершенной спайности, и если кабошон из него сделать невысоким, то
он сломается при обработке. Некоторые прозрачные и просвечивающие камни, такие,
как аметист и розовый кварц, в тонких сечениях могут выглядеть слишком
бледными. Очевидно, в данном случае выбор высоты кабошона должен определять
интенсивность окраски образца. Формы кабошонов классифицируются не только по контуру, но и
по характеру поперечного сечения. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и
округлый верх. Такой тип кабошонов является самым простым и в изготовлении,
и для установки в ювелирное изделие. Если верх и низ камня имеют округлую
форму (верх обычно более закруглен, чем низ), то такой кабошон называется
двойным. Тонкий двойной кабошон называют чечевицевидным, поскольку в сечении
похож на боб чечевицы. Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить
интенсивность окраски. Полость выбирают инструментом с шаровой поверхностью,
после чего внутреннюю сторону полируют. Такая форма применяется почти
исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который
без полости выглядит почти черным. Простые, но, тем не менее, красивые камни большого размера
делают из тонких плоских пластин, отполированных с двух сторон и снабженных
одинарной или двойной фаской по краю. Камни такой формы успешно используются в
подвесках и брошах. В зависимости от кривизны верха различают низкие, средние и
высокие кабошоны. ОРИЕНТИРОВКА Многие минералы обладают особыми эффектами, обусловленными
определенными оптическими свойствами минерала или включениями. Серебристое
или голубое сияние лунного камня связано с его оптическими свойствами,
тогда как яркие световые полоски, пересекающиеся на верхушке кабошонов из
звездчатых камней, являются эффектом, обусловленным многочисленными волосовидными
включениями. Чтобы эти эффекты проявились в максимальной степени, необходимо
обрабатывать камень в определенном направлении. Определение нужного направления
называется ориентировкой камня. Каждый из эффектов, а также способы их
выявления в необработанных ювелирных камнях описаны ниже. Игра цвета. Изменение
окраски цветных пятен при изменении наклона камня наблюдается лишь в опалах.
Такой эффект называется игрой цвета. При отражении света от камня происходит
разложение его на исключительно чистые спектральные цвета, причем в
определенных направлениях эти цвета выглядят значительно ярче, чем в других.
Многие австралийские белые опалы встречаются в виде прожилков, в которых
наилучший цвет виден по толщине прожилка. Если прожилок достаточно толстый,
следует выбрать поперечную ориентацию камня. Черный австралийский опал редко
встречается в прожилках толще вафли, поэтому для получения стоящего камня
требуется применять специальные методы обработки. Тонкий прожилок хорошего
цвета сошлифовывают с одной стороны до тех пор, пока не появится цвет, и к этой
стороне приклеивают плоскую пластинку низкокачественного опала для увеличения
толщины камня. Затем камень переворачивают и обрабатывают его другую сторону в
виде очень низкого кабошона. Такой кабошон называется дублетом. Необходимость
подобной конструкции вызвана малой толщиной великолепно окрашенного прожилка.
Естественно, что лучшие по качеству камни получаются из сырья, имеющего большую
толщину. Камни с эффектом кошачьего глаза. Если
прозрачный или просвечивающий минерал содержит многочисленные тонкие волосовидные
волокна другого минерала, то его полированная поверхность будет переливаться подобно
сатину или шелку. Это явление называется переливчатостью, и именно им обусловлено возникновение световых полос в
камнях с эффектом кошачьего глаза и в звездчатых камнях. Почти любой
волокнистый камень обладает в какой-то мере эффектом кошачьего глаза, но особенно
хорошо он проявляется в минералах, которые сами по себе, без включений, прозрачны.
Ориентировка перед обработкой таких камней проста - волокна должны располагаться
параллельно низу кабошона. Если камень имеет овальный контур, волокна должны
проходить вдоль длинной оси камня. Единственная «хитрость» заключается в том,
чтобы ориентировать основание кабошона параллельно волокнам. Звездчатые
камни. Две или три системы игольчатых включений в драгоценных
камнях дают звезду, или обусловливают эффект, известный под названием астеризм.
Каждая система игл дает свою полоску света, и если камень правильно
ориентирован, то они, пересекаясь на верхушке кабошона, образуют звезду. Две
системы включений создают четырехлучевую звезду, три-шестилучевую. К сожалению,
большинство звездчатых камней содержит очень мелкие иглы, увидеть которые
значительно труднее, чем единственную систему включений в камнях с эффектом
кошачьего глаза. Поэтому для определения центра звезды требуются некоторое
внимание и дополнительные приемы. Простейший способ заключается в скатывании и полировании от 1/3 до 1/2 поверхности
сырья и осмотра этой поверхности под находящейся над головой единственной
лампой или при свете карманного фонарика. Медленно наклоняйте камень назад и
вперед и, заметив, где пересекаются лучи, отметьте эту точку алюминиевым
карандашом. Продолжайте обработку камня, размещая отметку на верхушке кабошона.
Даже если центр звезды не виден, любые два луча будут сходиться в точке
пересечения, и эта точка может быть определена с достаточной точностью. Осмотр
необходимо проводить под точечным источником света, причем рассеянный свет,
например от флуоресцентной лампы или лампы, колба которой сделана из молочного
стекла, не пригоден для этой цели. Источник света должен располагаться
непосредственно над головой. Переливчатые камни. Не все камни, обладающие
переливчатостью, дают эффект кошачьего глаза или звезды, а только те, в которых волокна
прямые и идут параллельно друг другу. Но встречается много минералов со смятыми или
перекрученными волокнами. Они не обладают ни эффектом кошачьего глаза, ни
астеризмом и тем не менее не лишены привлекательности. В таких камнях отражения
света как бы перекручены и изогнуты в виде тончайших шелковистых переливов,
выявляющих при изменении наклона камня подвижную картину из темных и светлых
участков. Наиболее известным материалом с этим свойством является тигровый
глаз-разновидность кварца, включающего тысячи волокон золотистого и голубого
цвета. Максимальный эффект достигается при распиловке сырья на пластины
параллельно насколько это возможно в основной массе волокон камня. Поскольку
эффект кошачьего глаза невозможен, волокна в кабошоне могут располагаться под любым
углом при условии, что они будут более или менее параллельны основанию. Авантюресценция. Когда
прозрачный ювелирный камень содержит много небольших плоских включений, сильно
отражающих свет, возникает эффект, называемый авантюресценцией. Как правило,
этот эффект характерен для кварца и полевого шпата и используется для изготовления
красивых камней. В большинстве случаев пластинки включений лежат в определенной
плоскости, и основание кабошона должно располагаться параллельно этой плоскости.
Авантюриновые камни эффектны лишь тогда, когда они сделаны в виде очень низкого
кабошона. Наиболее привлекательной разновидностью авантюрина является полевой
шпат из Норвегии с многочисленными красновато-оранжевыми чешуйками, которые
сияют все одновременно, когда камень покачивают под лучами солнца. По этой
причине его называют солнечным камнем. Шиллеризация. Сходная
по эффекту с авантюресценцией шиллеризация характерна для камней, которые
проявляют сильное отражение в определённых направлениях за счёт плоских отдельностей
или трещин идущих вдоль плоскостей спайности. Шиллеризация часто наблюдается у
амазонита и других полевых шпатов. Адуляресценция.
Названная по разновидности полевого шпата адуляра, в котором проявляется этот
эффект, адуляресценция характеризуется мягким голубоватым или серебристым блеском, наблюдаемым у лунных камней. В
сыром материале эффект легко обнаруживается, если намоченные в воде камни,
поворачивая, осматривать под точечным источником света. При этом отмечают направление, по
которому наблюдается сияние. Основание кабошонов должно быть выбрано
параллельно плоскости, проявляющей это сияние. Лабрадоресценция.
Прекрасная игра цветов одной из разновидностей полевого шпата-лабрадора называется лабрадоресценцией. Лабрадор,
обычно черный или серый, не привлекает внимания, пока не проявляет указанного
эффекта. Однако при повороте освещенного камня происходит чудесное превращение:
камень вспыхивает яркими цветными пятнами с преобладанием оттенков синего
цвета, но в некоторых образцах появляются также зеленые, красные, оранжевые и
желтые тона. Камень устанавливают под ярким источником света таким образом,
чтобы лучи от него проходили как можно ближе к глазу наблюдателя. Затем камень
поворачивают и наклоняют до тех пор, пока на какой-либо стороне образца не
появится эффект. С помощью пилы камень распиливают параллельно этой стороне.
Может потребоваться несколько пробных разрезов под различными углами, прежде
чем проявится ожидаемый эффект на срезе ровно лежащем под лампой. Если для
выявления эффекта срезанную поверхность необходимо наклонить, то это означает,
что разрез сделан не совсем точно, и для исправления ошибки необходим другой
разрез. Перед осмотром камня под лампой образец следует смочить маслом,
керосином или хотя бы водой, что облегчит наблюдение эффекта и, следовательно,
ориентировку камня. Иризация. В некоторых
халцедоновых миндалинах более глубокие слои иногда покрыты тонкими пленками
оксида железа. Свет, отраженный от таких пленок, распадается на много цветов.
Если наружные слои осторожно сошлифовать, оставив над радужным слоем только
тонкий слой халцедона, и затем камень отполировать, он будет иризировать. И
хотя, чем тоньше слой халцедона над иризирующей пленкой, тем ярче ее цвета,
слишком увлекаться сошлифовкой материала не стоит, поскольку при этом легко
нарушить пленку оксида железа и «потерять» эффект. Халцедоны такого типа среди
любителей называются огненными агатами. Иризирующий агат. Агат состоит из
чрезвычайно мелких кристаллов кварца, располагающихся в процессе роста в виде
последовательных слоев. Когда эти слои достаточно многочисленны, то на тонкой
пластине, вырезанной из такого агата, можно наблюдать яркую картину спектра, если держать ее
против яркого источника света на расстоянии вытянутой руки. Такой иризирующий агат,
как его называют, весьма редок. Однако на любом агатовом месторождении, дающем
полупрозрачный материал, можно также найти агат с радужными цветами, которые
можно наблюдать лишь в тонкой пластине, смазанной маслом и под ярким источником
света. При распиловке иризирующего агата пластины следует делать как можно
тоньше и вырезать их из центральной части миндалины. Тогда радужные цвета будут
видны лучше. Большое значение имеет и ориентировка. При неправильной
ориентировке эффект не проявится. Пила должна резать камень под прямым углом к
слоям агата. Эффекты, связанные с окраской или рисунком камня. Многие
камни, разрезанные в виде тонких, просвечивающих пластин, обладают
замечательной окраской или рисунком при наблюдении на просвет. Такие пластинки
полируют и наклеивают на стекло или пластмассу и делают подсветку. Особенно
ценятся агаты с законченным рисунком, в которых совершенный рисунок часто
соединяется с яркой окраской. Встречаются и другие типы рисунков. Опытный
любитель всегда помнит об этом и по возможности полирует пластинки целиком, а
не вырезает из них кабошоны. Однако и в
кабошонах рисунок нередко является наиболее интересной их особенностью,
и, когда это возможно, его следует показать с
максимальным эффектом. Агаты из Монтаны, Техаса и Орегона часто содержат
небольшие включения других минералов, я которые имеют форму миниатюрных
деревьев, кустов и т. п. В сочетании с полосами агата они создают «пейзажи».
Если такие участки осторожно вырезать из
образца и изготовить из них кабошоны, то можно получить замечательные камни. ВЫБОР СЫРЬЯ ДЛЯ
КАБОШОНОВ Начинающий любитель часто бывает в растерянности от большого
разнообразия материала для изготовления кабошонов, имеющегося в продаже, и
иногда делает не лучший выбор, поскольку не знает, что надо искать. Только в
группе кварца существуют десятки видов агата и яшмы, не говоря уже о многих
разновидностях окаменелого дерева. Но какой бы материал не был выбран, прежде
всего он должен быть качественным, а добиться этого можно лишь путем его
тщательного предварительного осмотра. Хорошее сырье должно быть сплошным, без
трещин и пор и однородным по текстуре. Материал, содержащий много трещин,
обычно распадается на куски, когда его разрезают на пластины, но даже и в этом
случае, если более мелкие кусочки красочны, без трещин и по размеру подходят
для изготовления кабошонов, еще не все потеряно.
|