Ограненным называется камень с плоскими полированными
поверхностями - гранями.
Ограненные камни обычно делают из прозрачного материала, но гранят и некоторые
непрозрачные материалы. Отражения от наружных и внутренних поверхностей граней
дают множество сверкающих пятен света, которые появляются и исчезают при
малейшем изменении положения камня и придают сверкание и игру даже совершенно
бесцветным разновидностям. Степень блеска и игры зависит от оптических свойств
самого камня и взаимного расположения граней. Идеально прозрачный ювелирный
материал может быть превращен искусным мастером в прекрасные искрящиеся
драгоценные камни, и, наоборот, из них могут быть сделаны тусклые и безжизненные
камни, если не будут учтены оптические свойства, которые обеспечивают сверкание
и игру. ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА Когда луч света переходит из окружающего воздуха в
прозрачный материал, он меняет свое направление, или, как говорят, преломляется.
Величина преломления определяется свойствами материала. Это свойство прозрачных материалов известно уже давно, в том
числе и для драгоценных камней. Величина преломления для каждого конкретного
минерала одна и та же независимо от того, где он найден. Так, кусок кварца,
будь он из Арканзаса или Бразилии, преломляет световой луч в равной степени.
Это утверждение справедливо и для любого другого камня. Следует, однако, иметь
в виду, что некоторое влияние на величину преломления могут оказывать примеси в
камне или изменения в его химическом составе. Путем экспериментов и расчетов было установлено, что
величина преломления может быть выражена в виде формулы, а число, полученное в
соответствии с этой формулой, показывает, как велика преломляющая сила того или
иного прозрачного материала. Это число называется показателем преломления и
используется огранщиками для определения углов граней с целью получения
наилучшего блеска и игры камня. Геммологи, т. е. те, кто занимается изучением и
идентификацией драгоценных камней, применяют простой оптический инструмент,
называемый рефрактометром, с помощью которого можно непосредственно измерить
преломление светового луча и получить значение показателя преломления определяемого
материала. Какое практическое значение имеет показатель преломления при
огранке камней? Камень с большим показателем преломления отражает свет
значительно лучше, нежели камень с меньшим показателем. У алмаза, например,
отражательная способность настолько велика, что сильные отражения от
поверхности ограненных камней вносят существенный вклад в общий блеск бриллиантов
и делают их ослепительно прекрасными. Кроме того, свет, проходящий через
ограненный камень, преломляется при
вхождении в него, затем проходит до задних граней и, отразившись от них,
выходит наружу через верх камня. Было показано, что камни с более высокими
показателями преломления лучше преломляют свет и по этому выглядят более
сверкающими при условии, что они правильно огранены. В любом ограненном камне
углы, под которыми располагаются его грани, выбирают таким образом, чтобы
придать камню максимальный блеск, и это не случайно выбранные углы. Именно на
этом этапе большую роль играет искусство огранщика, который должен знать, с
каким камнем он имеет дело и как расположить грани, чтобы получить наилучшие
результаты.
ПОЛНОЕ ОТРАЖЕНИЕ Как свет отражается от наружной поверхности камня, так же он
отражается и от внутренних граней. Часть света, падающего на поверхность камня,
всегда внутри него преломляется, но свет, который попадает на задние грани
внутри камня, полностью отражается, и поэтому о нем говорят как о свете,
претерпевшем полное внутреннее отражение. И тем не менее очень важно, под каким
углом падает свет на задние грани,потому что, если он слишком велик, свет пройдет через эти
грани и выйдет наружу, а не появится на верху камня. Именно этим объясняется
появление тусклых, безжизненных камней, о которых говорилось выше. Таким
образом, и здесь углы граней оказывают влияние на качество огранки, и степень
наклона граней должна определяться показателем преломления материала. И хотя
угол от камня к камню меняется незначительно, огранщик обязательно учитывает его
при обработке. Углы для верха и низа камня для каждого минерала приводятся в ограночных
таблицах, наряду с инструкциями по огранке. Практика показывает, что для камней
с более высокими показателями преломления допустима несколько меньшая высота,
чем для камней с более низким показателем преломления, чтобы это не сказалось
на их блеске. ДВУПРЕЛОМЛЕНИЕ Многие драгоценные камни обладают особыми оптическими
свойствами, благодаря которым лучи света, входящие в ограненный камень,
расщепляются на два отдельных луча. Такое
явление называется двупреломлением.
Особенно сильное двупреломление наблюдается у кальцита - очень
распространенного минерала. Прозрачный кусок кальцита, положенный на
проведенные линии, делает их двойными. Из природных драгоценных камней лишь
немногие имеют сильное двупреломление, а вот синтетический рутил, часто
используемый любителями камня, характеризуется настолько большим двупреломлением,
что необходимы специальные меры для правильной ориентировки сырья, иначе
ограненный камень будет выглядеть размытым и неопределенным.
УГЛЫ И ПРОПОРЦИИ КАМНЯ В прозрачных ограненных камнях хороший блеск достигается при
углах коронки 40-50° и углах павильона 39-43°. Меньшие по величине углы
рекомендуются для камней с более высоким показателем преломления, а большие для
камней с более низким показателем. Другими словами, камень с высоким
показателем преломления может быть сделан несколько меньшим по высоте, но это
нисколько не отразится на его блеске и игре. У камней, пропорции которых выбраны так, что обеспечивают
максимальные блеск и игру, площадка обычно составляет 50% диаметра камня. В
случае прямоугольной ступенчатой огранки она составляет 50% ширины. Высота
верха, или коронки, обычно равна около 1 /3 высоты камня, а высота павильона -
2/3 общей высоты. У камней ступенчатой огранки, предназначенных для колец, эти
пропорции должны быть сильно изменены. Если камень слишком высок, то в кольце он будет выступать
снизу из оправы и царапать палец. Поэтому профессиональные огранщики
значительно занижают высоту крупных камней. К сожалению, при этом сильно
снижается отражательная способность задних граней, поскольку огранка
выполняется при углах меньше рекомендованных. В общем для ювелирных целей
нецелесообразно гранить крупные камни с соблюдением правильных пропорций.
Пропорции выдерживают лишь для камней небольшого размера. Любители, у которых
нет намерений, вставлять крупные камни в оправу, могут, конечно, соблюдать
пропорции, что они обычно и делают.
ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ПОЛИРОВКЕ ПОВЕРХНОСТИ Алмаз известен прозрачностью, ярким блеском и игрой. Эти
качества обусловлены не столько его высоким показателем преломления, сколько
идеальной полировкой, которую можно получить на гранях. Хорошая полировка
преследует две цели: с одной стороны, обеспечить вхождение в камень
максимального количества света, а с другой -способствовать максимальному
попаданию света в глаза после его отражения от задних граней, что создает
впечатление сверкания камня. Любой камень значительно выигрывает, если его
грани имеют совершенную полировку, но, к сожалению, многие огранщики не
оценивают этого в должной мере, в результате чего камни, хотя и тщательно
обработаны ими, не имеют такого блеска, какой могли бы иметь. На достаточно
отполированной поверхности могут быть мелкие углубления или риски, рябь или
другие дефекты, образующиеся в результате обработки камня на полировальной
планшайбе, или даже может наблюдаться закругление ребер граней при
использовании мягких полировальников. Свет, падающий на такие недостаточно
отполированные поверхности, рассеивается в разных направлениях и в
значительной степени теряется. Хорошая
полировка — ограненных камнях настолько важна, что ее значение трудно переоценить.
ЦВЕТ Цвет многих драгоценных камней меняется в зависимости от
направления наблюдения, например, в зеленом турмалине, который встречается в
виде длинных, похожих на карандаш кристаллов, цвет при наблюдении сбоку может
быть ярко-голубовато-зеленым, а при наблюдении вдоль кристалла -
темнокоричневато-зеленым. Такие минералы называются дихроичными, т.е.
окрашенными в два цвета. Дихроизм значительно меняется от камня к камню; иногда
он может быть сильным, иногда-слабым, иногда его вообще не видно. Камни, обладающие сильным дихроизмом, часто в одном
направлении окрашены значительно лучше, чем в другом, поэтому опытный огранщик
тщательно изучает каждый кристалл, чтобы определить, какую окраску он имеет в
различных направлениях и в каком из них необходимо ориентировать камень, чтобы
в готовом виде при наблюдении сверху выявлялся самый лучший цвет. Кристалл
голубого сапфира, например, часто выглядит зеленым при наблюдении его сбоку, и
только вдоль оси появляется замечательная голубая окраска. И ряд других камней
проявляет это свойство в такой степени, что соответствующая ориентация камня
становится очень важным и даже необходимым делом. Примечательно, что в некоторых драгоценных камнях дихроизм
легко заметен, а в других же его увидеть непросто. В последнем случае для
обнаружения дихроизма и направления, в котором он наблюдается, на помощь
приходит дихроскоп. Самый простой дихроскоп делается из поляроидной пленки,
однако особенно хорошо дихроизм выявляется с помощью кальцитового дихроскопа. В
обеих моделях исследуемое сырье помещают перед источником света и через прибор
наблюдают контрастные цвета. Оптические принципы, положенные в основу этих
инструментов, имеются в любой книге по определению камней. Дихроизм не следует путать с цветовой зональностью, или
наличием нескольких различно окрашенных участков в одном и том же необработанном
камне. Явление цветовой зональности и полосчатости, характерное для некоторых
распространенных драгоценных камней. Цвет в камне часто распределен неравномерно. Эта
неоднородность может принимать вид полос или пятен неопределенной формы, иногда
нескольких цветов одновременно. Лучше всего применять равномерно окрашенное
сырье, однако существуют камни, которые редко встречаются равномерно
окрашенными, и задача огранщика состоит в том, чтобы обыграть это явление с
максимальным эффектом. В том случае, когда присутствуют два цвета, они, смешиваясь,
могут дать третий. Так, австралийские сапфиры с чередующимися полосами желтого
и темно-синего цвета дают общий зеленый оттенок. Материалы очень темного цвета не пригодны для огранки
крупных камней, даже если в других отношениях они вполне подходящи для этого. В
подобном случае делать крупный камень - значит напрасно тратить материал,
поскольку камень будет выглядеть черным. Из темного сырья имеет смысл делать
мелкие камни, которые будут в полной мере проявлять характерный для них цвет.
Бразильские турмалины, особенно темно-синего цвета, выглядят совершенно
темными, если масса ограненного камня превышает 1-2 кар. Австралийские сапфиры
также страдают этим недостатком и не дают хорошего синего цвета, если их
не гранят в виде мелких камней. Иногда можно огранить из
темного сырья крупный камень, но в этом случае его следует сделать полым. К
сожалению, возможность отражения света от задних граней при этом теряется, в
результате чего сильно снижается блеск камня.
ВЫБОР ОГРАНОЧНОГО СЫРЬЯ Покупка сырья для огранки - задача более трудная, нежели
приобретение сырья для кабошонов. Ошибки здесь обходятся дороже, поскольку
стоимость этого сырья значительно выше. Вид поверхности камня не всегда
является отражением качества внутренней его части, а между тем именно она и
должна приниматься в расчет. Форма сырья обусловливает потери материала при огранке.
Ограночное сырье обычно продается в виде кусков разнообразной формы, и цена
куска случайной формы будет такой же, как куска, близкого по форме к готовому
камню. Например, кристаллы турмалина представляют собой длинные узкие
«карандаши» с треугольным сечением. Поскольку турмалину обычно придают
изумрудную огранку, кристалл является, по существу, готовой природной заготовкой,
и поэтому потери материала при огранке в этом случае будут невелики. В то же
время цитрин, аметист и берилл продаются в виде кусков неправильной формы,
поверхности которых имеют раковистый излом. Если такие куски имеют сферическую
или кубическую форму, то отходы при огранке будут незначительны. Однако тонкие, удлиненные или очень остроугольные куски
редко могут быть экономичными, поскольку не остается ничего другого, как
сошлифовать с камня все выступы, за которые были уплачены такие же деньги, как
и за оставшуюся часть камня. Трещины, наблюдаемые вблизи поверхности, можно обычно убрать
при обдирке, но отнеситесь внимательно к трещинам, идущим по направлению к
центру камня. Такой камень мало на что пригоден, за исключением использования
его небольших прозрачных участков. Всегда осматривайте сырье со всех сторон.
Попытайтесь представить, какой формы камень может быть из него огранен.
Оцените, каковы будут потери материала.
Если они превысят 60%, то дважды
подумайте, прежде чем гранить такой камень, поскольку при огранке камня из хорошей части куска потери будут еще
больше. Трещины часто можно обнаружить при осмотре камня под прикрытой
отражателем настольной лампой. Наклоните отражатель так, что бы свет не падал вам в глаза.
Держите кусок сырья непосредственно под краем отражателя, чтобы половина его
освещалась лампой, а половина была в тени. Входящий в камень свет освещает
включения и другие дефекты, которые хорошо заметны на темном фоне. Осмотрите
камень со всех сторон, поскольку некоторые включения видны только под каким-то
одним углом. Камень должен касаться края тени, чтобы предотвратить появление слепящих
бликов от его поверхности. Обращайте также внимание на распределение и качество
окраски. У многих камней наблюдаются четкие цветные зоны, или полосы, которые
не должны быть видны в ограненном камне при наблюдении его сверху. Если
зональность такова, что ее невозможно избежать, выберите другой кусок. Из
сырья, окраска которого представлена приятными контрастными оттенками, как,
например, в полихромном турмалине, можно огранить исключительно красивые камни,
тем не менее избегайте приобретать сырье с резко выраженной цветовой
зональностью. Если в камне наблюдаются отчетливые плоскости спайности,
постарайтесь выявить их наличие еще в сырье. Такие плоскости выдают себя
серебристыми рефлексами или небольшими радужными кружками. Если в заготовке
остались трещины по плоскостям спайности, позднее они могут разрастись и
привести к разрушению камня. Размер ограночного сырья меняется в зависимости от вида
минерала. Пироп, например, никогда не бывает в больших кусках, аквамарин же
часто встречается размером с кулак или больше. Поэтому бесполезно искать
крупные куски пиропа, но можно найти и достать крупные куски аквамаринового
сырья. Размер ограночного сырья важен также с точки зрения окраски: чем
насыщеннее цвет, тем меньшего размера камень должен быть огранен, чтобы он не
потерял «живость» и цвет. Сырье в крупных кусках продается по высшим ценам, но
если такие куски из-за окраски не могут быть огранены в виде одного большого
камня, то целесообразнее приобрести более мелкие и более дешевые куски.
Практическое правило при покупке цветного сырья гласит: если вы видите заднюю
сторону необработанного камня, осматривая его при хорошем освещении, то при
огранке он окажется достаточно светлым и пригодным для изготовления одного
камня. Если сырье выглядит черным и его цвет можно увидеть лишь при освещении
сзади ярким светом, то из такого образца один хороший камень не получится, но
изготовить из него несколько мелких камней вполне возможно.
ПРОСМОТР СЫРЬЯ В ИММЕРСИОННЫХ ЖИДКОСТЯХ Погружая куски сырья в жидкости с близкими показателями
преломления, можно легко увидеть все внутренние дефекты камня. Любой, кто
проделывал это со льдом, был свидетелем того, как лед, положенный в стакан с
водой, становился невидимым, за исключением пузырьков воздуха внутри него. Это получается в
результате близости показателей преломления льда и воды. То же самое происходит
и с камнями, когда их погружают в жидкость с близким показателем преломления:
наружные границы камня со всеми рефлексами, служащими помехой при его осмотре,
таинственным образом исчезают и видимыми становятся лишь внутренние дефекты.
Преимуществом метода исследования внутреннего объема камня является то, что
материал при этом ни в коей мере не повреждается. Обычно для того, чтобы
«заглянуть» внутрь камня, на куске сырья полируют плоскую площадку так
называемое окно. Однако, поскольку в большинстве случаев сырье покупается с
правом возврата в случае обнаружения в нем дефектов, причем возвращено оно должно
быть в том же виде, в каком было приобретено, делать такие «окна» недопустимо.
Могут использоваться любые иммерсионные жидкости, лишь бы их показатель
преломления был достаточно близок к показателю преломления камня. Если под рукой
нет подходящей иммерсионной жидкости, можно воспользоваться керосином, а также
минеральным, касторовым или горчичным маслом или, в крайнем случае, почти любой
жидкостью, которая все-таки лучше, чем ничего. Но чем ближе показатели, тем
лучшие результаты можно получить.
|