Издавна ценимый за прекрасный зеленый цвет и рисунок,
массивный малахит легко обрабатывается, но трудно полируется. Кристаллы обычно
так малы, что, насколько известно, ни один из них не был огранен. Рисунок
малахита следствие различной пористости материала: светлые полосы содержат
меньше волокнистых кристаллов и больше пор, тогда как в темно-зеленых полосах
поры вообще отсутствуют. Темные слои малахита полируются легче, чем светлые.
Кроме того, связь между слоями может быть ослаблена, вследствие чего возможны
расслоение материала и разрушение кабошона или резного изделия. Рекомендуется
внимательноосматривать сырье до начала
работы, чтобы выявить такие места. Целесообразно кабошоны делать несколько
толще, чем обычно, во избежание их поломки. Не особенно чувствителен к
нагреванию, но и перегревать не следует. При изготовлении кабошонов обдирку
рекомендуется проводить осторожно, под контролем, чтобы не допустить появления кривобокости.
Тонкая шлифовка выполняется абразивной тканью с 40-мкм зерном при обильном смачивании ее водой до тех пор,
пока камень не заблестит. Для окончательной тонкой шлифовки иногда используют трепел на
брезенте. Полируется на коже окисью алюминия, окисью олова или окисью хрома;
для этой цели применяется крокус, но иногда он проникает в трещины и вызывает
изменение окраски. Фетровые круги применять не рекомендуется, поскольку они не
дают гладкой поверхности. Окончательная полировка достигается вручную куском
чистой кожи с нанесенной на нее разбавленной водной суспензией окиси хрома с
добавлением небольшого количества мыла. Дело это довольно утомительное, но
результаты оправдывают затраченные усилия. Иногда применяют окись олова на
почти сухих перкалевых полировальниках в сочетании с очень слабым нажимом на камень. Полирование
идет быстрее, если в полирующий состав добавить одну-две капли слабой кислоты,
например уксусной, но в этом случае после полирования камень следует немедленно
промыть водой, высушить и слегка коснуться полирующим составом, уже не
содержащим кислоты. Массивный малахит
обычно обрабатывается в виде плоских кабошонов, которые используются в
ювелирных украшениях, либо шлифуется в виде тонких пластин для мозаики или
облицовки стенок шкатулок. Он хорошо полируется на олове или дереве окисью
алюминия. Большие плоскости можно полировать на дереве, но осторожностью, чтобы
избежать растрескивания. Другой способ заключается в использовании почти сухой
окиси алюминия или окиси олова на металлическом круге, покрытом пеллоном.
Отличные результаты получаются при
обработке малахита алмазными пастами, начиная с размера зерна 15 мкм, затем 3 мкм и, наконец. 0,5 мкм на дереве.
Основным источником малахита остается Африка.
p[удельная
плотность]
НМ [твёрдость по
Моосу]
НК [Кажущаяся твердость при обработке]
R.I. [Средний
показатель преломления для изотропных материалов]